Home
News
Forum
RS-radio
Photo
Video
Links
 
 
 
 
Сохрани свою музыку, покажи её друзьям
  Biography   Discography     Songs   Group Members   Articles   Surveys   Feedback    
Oпрос
Кто из музыкантов, участвовавших в группе, вам нравится больше?

Mick Jagger
Keith Richards
Charlie Watts
Brian Jones
Bill Wyman
Mick Taylor
Ron Wood
Кто это?



Результаты
Другие опросы

Ответов: 4764

Наши друзья:

 GrooveSound – Все о соул, фанк, джаз, блюз, диско, хип-хоп музыке

 Rolling Stones …по русски! – тексты и переводы почти всех песен группы, аналитические статьи, подробная дискография, рубрика - В этот день


реклама




Рецензии


Булыжник - орудие режиссера



"Русский Newsweek" № 28 (201)
Юрий Гладильщиков
7 - 13 июля 2008

Фильм мэтра из мэтров Мартина Скорсезе, названный нашими прокатчиками «The Rolling Stones: Да будет свет!» (в оригинале просто Shine a Light), выходит у нас 17 июля. Наверное, никаким другим музыкантам в истории не посвящено столько картин, как «роллингам». В основном это фильмы-концерты, в том числе для кинотеатров IMAX (лента Скорсезе тоже имеет IMAX-версию), но есть и фильмы серьезные. Например, Gimme Shelter, к которому мы еще вернемся; фильм Годара про западную идеологию конца 1960-х, названный по песне «роллингов» Sympathy for the Devil; Cocksucker Blues, снятый в 1972-м и запрещенный самим Джаггером из-за сцен с наркотиками и групповыми оргиями. Лента Скорсезе (для которого документалки о роке, блюзе и музыкантах - своего рода давнее хобби) это фильм-концерт. Но серьезный и концептуальный. Причем предельно восторженный.
Фильм Скорсезе - совершеннейшее произведение в жанре фильма-концерта. Это редкий концерт, который можно смотреть на большом экране кинотеатра. Хотя, согласитесь, обычно такой просмотр вгоняет в смущение. На экране вопят и подпрыгивают - а ты, как дурак, сидишь в кресле. На экране аплодируют - а тебе кому аплодировать? Администратору кинотеатра, что ли?
Скорсезе в одночасье доказал типичным клипмейкерам, ощущающим себя (из-за больших гонораров и наград MTV) столь же большими режиссерами, что им пора удавиться и утопиться. Что настоящий режиссер - дай ему снять концерт - сделает их по всем статьям. Ну да, надо расставить много камер. Ну так Скорсезе лучше знает, как именно их расставить.
Для записи концертов The Rolling Stones осенью 2006-го в камерном нью-йоркском Beacon Theatre Скорсезе привлек таких операторов, что фильм достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Подобное казалось непредставимым. Фильм про «роллингов», впервые объединившись в одну команду, снимали Роберт Ричардсон (два «Оскара» за «Авиатора» и «Дж. Ф. К.» плюс три номинации), Джон Толл (два «Оскара» за «Храброе сердце» и «Легенды осени» плюс одна номинация), Эммануэль Любецки (четыре номинации, в том числе за «Сонную лощину» и «Дитя человеческое»), Стюарт Драйбург (номинация за «Пианино»), Роберт Элсвит (номинация за «Доброй ночи и удачи») и еще десяток мастеров, без которых Голливуд не Голливуд.
Почему все они согласились участвовать в проекте, вопрос отдельный. Можно сказать, политический. Мы к нему еще вернемся. Я же хочу заметить, что Скорсезе и без них наверняка добился бы эффекта, которого желал.
Эффект такой: во время просмотра ощущаешь себя сидящим на концерте - в первых рядах. Таких крупных планов-нюансов во время съемок концерта киномир еще не знал. Ощущаешь все детали взаимоотношений между музыкантами - все их игры и контры. Замечаешь, кстати (именно на крупных планах, четко выхватывающих каждое движение ладони по грифу гитары), насколько хороши оба гитариста «роллингов» Кит Ричардс и Рон Вуд - оба обожают импровизацию, классический джем-сейшн.
В конце концов и впрямь утверждаешься в дикой мысли, будто находишься на реальном концерте. Многое снято через руки закрывающих от тебя сцену зрителей, а в глаза глядят панорамные кинокамеры, снимающие музыкантов, а заодно и сидящего в зале тебя, с противоположной стороны. К тому же система «долби» работает так, что вопли и аплодисменты после каждой песни раздаются позади тебя, и, обернувшись, ты действительно видишь живых зрителей в зале, которые в унисон с «долби» вопят и аплодируют. Получается, будто театр устроен так, что площадка с «роллингами» посередине. А вы и те зрители, которые почти постоянно видны на экране, попросту сидите по разные стороны. Просто? Тогда почему никто до Скорсезе до подобного не додумался?
Главный недостаток фильма стоит списать не на Скорсезе, а на самих «роллингов». Фанаты способны отличить песни своих кумиров одну от другой, но нефанаты, восторгаясь энергией Джаггера и Ричардса и их «прикольностью» (слово, подслушанное в зале), - далеко не всегда. Для неподготовленного уха песни The Rolling Stones, особенно в концертном варианте, чуточку однообразны. Поэтому кинозал по-настоящему заводится на чем-то совсем уж хитовом (типа Satisfaction или As Tears Go By - как выясняется из фильма, «роллинги» долго стеснялись этой песни, потому и подарили ее другим исполнителям, той же Марианне Фейтфул), либо когда к Джаггеру и компании добавляются гости. Особо ударные моменты - появление гиганта блюза Бадди Гая и - вы удивитесь - Кристины Агилеры, своей голосиной сильно улучшающей вокал Джаггера. В момент ее мини-бенефиса поневоле думаешь о том, какого же она росточка, если на полголовы ниже отнюдь не великана Джаггера, да еще при этом на высоченных каблуках. Стоп! Что-то мы ушли от концепции фильма. Она между тем очевидна.
Кому-то может показаться, что мэтру Скорсезе не вполне по чину делать фильм про «Роллинг Стоунз». Но он-то сам уверен, что более чем по чину. В том и поворот сюжета.
Я до сих пор в сомнениях: учитывал ли Скорсезе, творя «Да будет свет!», давний фильм Gimme Shelter. В интервью Скорсезе никаких комментариев к этому нет. Сами «роллинги», понятно, тем более сторонятся картины 1969 г., запечатлевшей одну из самых страшных историй в их биографии.
Gimme Shelter - про то, как «роллинги» пытались повторить успех знаменитого фестиваля «Вудсток». Они тоже решили выступить в большом поле, для сотен тысяч зрителей, но поскольку власти противились массовому сборищу и отказались его оберегать, то вынужденно наняли для охраны мотобанду «Ангелы ада». В итоге во время концерта Джаггер и компания, во-первых, полностью потеряли контроль над толпой, а во-вторых, ничего не смогли сделать с распоясавшимися от вседозволенности «Ангелами», которые в итоге прирезали одного из зрителей. Сцена убийства попала в кадр Gimme Shelter и стала одним из символов конца 1960-х - эпохи хиппи, эпохи массового прекраснодушия и веры в силу коллективистских идей.
Но самое сильное в Gimme Shelter даже не сцена убийства. Самое сильное - крупные планы Джаггера. В этом фильме видно, что Джаггер конца 1960-х - абсолютный нарцисс. Он любит себя так, как не любит никто. Он ловит невероятнейший кайф от поклонения публики, поэтому обожает выступления. В итоге фильм зафиксировал тот единственный момент в жизни Джаггера (тот его личный ужас), когда он впервые понял, что выступать не хочет. Потому что полностью потерял контроль над толпой, над ситуацией - и желает только одного: чтобы кошмар побыстрее закончился.
В итоге прихожу к все большему убеждению, что Скорсезе - но только для понимания избранных - сознательно отталкивался от Gimme Shelter. Сознательно и - еще раз повторю - концептуально. Не зря и тот давний, и новый фильм «роллинги» начинают одной и той же песней. Не зря атмосфера концертов конца 1960-х напоминает атмосферу концерта, записанного Скорсезе, хотя подобное сейчас, казалось бы, невозможно: охраны не видать, публика прямо вокруг сцены, способна дотянуться до кумиров и разве что в отличие от 1960-х не выскакивает на сцену обкурившись.
Для Скорсезе важно, что «роллинги» верны идеалам прошлого. Что Джаггер не сломался тогда при виде «Ангелов ада» и по-прежнему жаждет выступать, при этом он уже не такой нарцисс, как прежде, - помудрел. Что все «роллинги» помудрели. Что они - знамя постаревшего поколения либеральных 1960-х. Что кто-то считал их однодневками, а они не стухли, не утратили энергии и веры в себя, не позволили себя забить. Что они ориентир для всех в мире, поскольку все в нем стареют и постепенно стухают, а они редкие, кто даже не приглушили внутреннего пламени.
В конечном счете фильм о том, что их считали безобразием, гадостью по отношению к классической культуре - а они стали настоящими классиками. Поэтому едва ли не самое важное в фильме - автопортрет самого Скорсезе, который, будучи классиком кино, словно бы публично признается, что считает обязанностью профессионально служить этим ребятам. Потому так важен список операторов-«оскароносцев», которые - ради «Роллинг Стоунз» - согласились работать командой в ущерб своим личным амбициям. Потому самое важное в фильме - полусатирическое изображение всяких там Клинтонов (включая Хиллари) и Квасьневских, вроде бы достигших высшей власти, но заискивающих перед Джаггером и ручкающихся с ним, подобострастно заглядывая в глаза.


Дата публикации: 14/07/2008
Прочитано: 3183 раз
Дополнительно на данную тему:
До чего они докатились
Mick Jagger «The Very Best Of»
Книги. Тони Санчес «Я был драгдилером Rolling Stones»
Ronnie Wood «Anthology: The Essential Crossexion»
KEITH RICHARDS - TALK IS CHEAP (1988)
MICK JAGGER "Goddess In The Doorway" (2001)
The ROLLING STONES "Sticky Fingers" 1971
The ROLLING STONES "Just For the Record" DVD
Слишком много Мика Джаггера
Концерт одного режиссера


Назад | Начало | Наверх


Copyright © GrooveSound
© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com

Открытие страницы: 0.03 секунды и 13 запросов к БД за 0.0054 сек.
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования